Не хочу учиться?.. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
Статья рассказывает о коры головного, домашних заданий, соблюдение дня, сохранения у, сохранения у у, деятельности школьников, работу у у, формирования у.


В блог/На сайт

Вместо полной свободы движений его ждет серьезное ограничение – сидение часами в вынужденной позе. Прибавьте к этому напряженную умственную работу, когда ребенок должен довольно длительное время концентрировать внимание, напрягать память для успешного выполнения школьной программы. Кроме того, меняется и режим питания. Неслучайно у большинства детей именно в возрасте 7–17 лет возникают те или иные отклонения в состоянии здоровья. По данным медицинской статистики, чаше всего страдает опорно-двигательный аппарат (нарушения осанки, сколиотическая болезнь), орган зрения (близорукость), желудочно-кишечный тракт (гастриты, дискинезия желчно-выводящих путей), нервная система (неврозы).
Для профилактики заболеваний и умственного переутомления помогает правильный распорядок дня с чередованием умственного и физического труда. Умственное переутомление ведет к неврозам, которые все чаще наблюдаются у учащихся, а также усталости глаз, приводящей к близорукости. При соблюдении режима дня появляются условия для формирования правильной осанки у детей младшего и среднего школьного возраста и сохранения этой осанки у старшеклассников.
Если понаблюдать за поведением ребенка, когда он выполняет домашние задания, то можно заметить, как трудно ему сосредоточиться, как часто он поднимает голову от книги или тетради, отвлекается на разговоры с окружающими. Такое поведение детей младшего школьного возраста закономерно – оно обусловлено особенностями нервной системы.
Когда ребенок читает или считает, в клетках коры головного мозга возникает возбуждение, т.е. они работают более интенсивно. У детей семилетнего возраста клетки коры головного мозга не могут долгое время находиться в состоянии усиленной работы. Процесс возбуждения очень скоро вызывает истощение нервных клеток, и развивается другой процесс, называемый торможением, которое предохраняет нервные клетки от дальнейшего напряжения. В это время ребенок не может сосредоточить свое внимание и успешно продолжать работу – у него появилось утомление. У первоклассника нервная система особенно чувствительна. Признаки утомления появляются через 15–20 минут умственной работы, а если ребенок не совсем здоров, то и раньше.
Как можно заметить начало утомления у детей? Если ребенок ерзает на стуле, отвлекается, вскакивает, его внимание привлекают даже незначительные события, происходящие в комнате и вне ее – это первая фаза утомления, или фаза двигательного беспокойства. Выполняя работу в таком состоянии, школьник торопится, допускает много ошибок. Замечания и окрик взрослого не дают положительного результата.
При первых признаках утомления нужна смена вида деятельности. Очень хорошо сделать кратковременный отдых в движении: поиграть с мячом, попрыгать через скакалку, покрутить обруч и т.п. В этом случае будут задействованы другие клетки коры головного мозга, а ранее работавшие отдохнут, и работоспособность ученика восстановится.
Если же ребенку в самом начале развивающегося у него утомления не предоставить кратковременный отдых в движении, начнется вторая фаза утомления – фаза торможения. Ученик становится вялым, у него пропадает интерес к работе, он потягивается, позевывает, делает много ошибок – теперь отдых просто необходим.
Следует знать, что утомление – это естественное следствие напряженной работы, опасаться его не нужно. Если отдых снимает утомление и полностью восстанавливает работоспособность, то утомление безвредно. Если же отдых недостаточен и не полностью снимает утомление, то оно накапливается, и развивается ненормальное, болезненное состояние – переутомление, характеризующееся головной болью, ухудшением памяти, снижением внимания, вялостью, рассеянностью. Именно переутомление у детей ведет к возникновению нарушений осанки и нервным расстройствам. Переутомление, как и любое болезненное состояние, легче предупредить, чем лечить – об этом родители всегда должны помнить.
Лучшим способом предупреждения утомления является соблюдение режима дня. Главной задачей родителей является помочь ребенку правильно распределить свое время, так как в возрасте 7–8 лет дети не могут самостоятельно регулировать свой труд и отдых. Именно от родителей во многом зависит соблюдение распорядка дня во внешкольное время.
В основу построения режима дня входит правильная организация труда, отдыха, сна и питания. В суточном бюджете времени учащихся выделяются следующие основные компоненты: учебные занятия в школе и дома, сон, внешкольные занятия (музыка, искусство, чтение художественной литературы, занятия иностранным языком, просмотр телепередач и т.п.), самообслуживание, выполнение правил личной гигиены, прием пищи, пребывание на свежем воздухе, занятия физкультурой и спортом.
С возрастом меняется соотношение отдельных компонентов режима во времени, характер организации и проведения тех или иных режимных моментов, появляются новые виды деятельности. Рекомендуемая продолжительность различных видов суточной деятельности школьников в зависимости от возраста приведена в таблице.

Продолжительность различных видов суточной деятельности школьников
в зависимости от возраста (в час.)
Возраст, лет Класс Учебные занятия в школе Учебные занятия дома Спорт, игры, прогулки Чтение, занятия в кружках, помощь семье Прием пищи, зарядка, самообслуживание Ночной сон
7 1-й 3–4 1 3,5 2,5 2,5 11– 10,5
8 2-й 4 1–1,5 3,5 2,5 2,5 11–10,5
9 3-й 4 1,5–2 3,5 2,5 2,5 11–10,5
10 4-й 4–5 1,5–2 3,5 2,5 2,5 10,5–10
11 5-й 5–6 2–2,5 3 2,5 2,5 10–9,5
12 6-й 5–6 2–2,5 3 2,5 2,5–2 9,5–9
13 7-й 5–6 2,5–3 2,5 2 2 9,5–9
14 8-й 5–6 3–4 2,5 2 2 9,5–9
15 9-й 5–6 3–4 2,5 2 2 9–8,5
16 10-й 5–6 3–4 2,5 2 2 8,5–8

Какие моменты режима дня школьника требуют внимания взрослых для предупреждения возникновения близорукости и нарушений осанки?
Прежде всего, выполнение домашних заданий. Необходимо создать ребенку благоприятную рабочую обстановку. Под этим подразумевается:
· рабочее место;
· рабочая зона (письменный стол, стул, шкаф, стеллаж и др.) и расположение в ней предметов;
· температура и влажность воздуха в помещении, освещение естественное и искусственное, окружающий звуковой фон.
Рациональное устройство рабочего места для занятий не только поможет сэкономить время, но и обеспечит высокую работоспособность. За основу подготовки рабочего места нужно взять следующие правила:
· на столе не должно быть лишних вещей;
· до занятий нужно подготовить все учебные пособия, которые могут понадобиться;
· книгу, тетрадь и все, с чем работает школьник в настоящий момент, удобнее положить перед собой, посредине;
· вещи, которые могут понадобиться (линейка, карандаш, чистая бумага и др.), нужно положить слева от себя;
· все, с чем работать уже не придется (черновики, тетради с выполненными заданиями и др.), можно складывать в правом углу стола или вообще убрать со стола.
Рабочая зона. Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы ребенку было удобно сидеть: подобрать мебель, подходящую ребенку по росту. Проверить это просто: крышка стола у стоящего ребенка должна быть на 2–3 см выше локтя, сиденье стула – на уровне коленного сустава.
Оптимальная температура воздуха в комнате. 18–20 °С летом и 20–22 °С в зимнее время. Для обеспечения достаточной влажности и чистоты воздуха комнату необходимо проветривать перед выполнением заданий, а затем через каждый час.
Освещение. Естественный свет через окно должен падать слева. Настольную лампу с лампочкой 75 Вт также нужно ставить в левом углу стола.
Звуковой фон. Радио, приемник или телевизор во время выполнения уроков надо выключать (они отвлекают ребенка, снижают его работоспособность и ведут к быстрому утомлению).
Для того чтобы не выходить за рамки рекомендованного времени приготовления домашних заданий, родители должны выработать у школьника умение заниматься в хорошем темпе, и начинать делать это следует с 1-го класса.
Для предупреждения близорукости и нарушения осанки у школьников родителям следует знать еще несколько важных моментов, которые необходимо выполнять при приготовлении домашних заданий.
· Нормальное расстояние от глаз до книги и тетради при правильном положении стола и достаточном его освещении во время чтения и письма считается 30–35 см.
· Неправильная посадка школьников (особенно во время письма) быстро утомляет детей. Они начинают искать опору для головы и туловища, прислоняться грудью к краю стола, принимают позы, затрудняющие дыхание и кровообращение, ведущие к возникновению неправильной осанки. Следует приучать детей писать с небольшим (10–15°) наклоном букв, так как посадка особенно сильно страдает при косом письме.
Нужно помнить, что напряженная умственная работа без отдыха и перерывов не может длиться долго, и, конечно, непродуктивна. Необходимо чередование умственного труда и отдыха. В младших классах через каждые 25–30 минут надо устраивать короткие (на 10 минут), перерывы для отдыха с физкультурой, быстро восстанавливающей работоспособность. Можно использовать любые упражнения для ног, рук, туловища и обязательно гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз
1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.
2. И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, затем повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в и.п. Повторить 4–5 раз.
3. И.п. – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх – вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить – выдох. Повторить 5–6 раз.

Наряду с соблюдением режима дня большое значение для сохранения здоровья школьника имеет правильное физическое воспитание, учитывающее возрастные и функциональные особенности организма ребенка.
Физическая нагрузка тренирует систему кровообращения, увеличивает объем легких, активизирует деятельность печени и почек, улучшает работу желез внутренней секреции, укрепляет опорно-двигательный аппарат, повышает иммунитет. Именно это подтверждает И.М. Сеченов, который писал, что работа мышц есть работа мозга, и этим определяется взаимозависимость мышечной работы и нервной системы.
Ученые, исследовавшие необходимый уровень двигательной активности школьников, определили, что для правильного развития ребенка необходимы следующие формы физического воспитания.
Физическое воспитание в школе:
· урок физкультуры 2 раза в неделю;
· гимнастика перед уроками;
· физкультпауза на уроках;
· организованные подвижные игры на перемене.
Внешкольные формы физического воспитания:
· занятия в спортивных секциях;
· участие в соревнованиях;
· участие в спортивных праздниках.
Физическое воспитание в семье:
· утренняя гимнастика;
· физкультминутки между приготовлением уроков;
· прогулки и игры на воздухе;
· спортивные развлечения (катание на санках, коньках, лыжах);
· экскурсии и походы в выходные дни.

Что должны знать родители об организации питания школьника? Чтобы ребенок был здоров и успешно учился, необходимо правильно (рационально) организовать его питание.
Без полноценного горячего завтрака нельзя отправлять ребенка в школу.
Завтрак должен быть сытным, содержать не менее четвертой части всего дневного рациона ребенка и обязательно состоять из двух блюд: например, каши с сосиской (с мясом, рыбой или котлетой), творога со сметаной или омлета, яичницы; чая или кофе с молоком и бутерброда с маслом и сыром.
Учащиеся, занимающиеся в первую смену, второй раз должны поесть в школе во время большой перемены. Это должен быть горячий завтрак. Если горячих завтраков в школе нет, дайте ребенку с собой бутерброд, мясную котлету, яйцо или сыр (если он не ел их утром).
После школы (обычно в 13–14 часов) дети обедают. Обед должен содержать третью часть всего дневного рациона и состоять из овощного салата, первого горячего жидкого блюда, второго блюда (мясного или рыбного с гарниром) и сладкого.
Дети, занимающиеся во вторую смену, во время большой перемены должны получить полдник, состоящий из тех же продуктов, что и второй завтрак у детей, занимающихся в первую смену. Пообедать же дети должны перед тем, как идти в школу.
На ужин, составляющий четвертую часть дневного рациона, ребенок должен есть горячее, легко перевариваемое блюдо: молочную кашу, творожную или овощную запеканку, молоко или кефир. Мясные и рыбные блюда, а также кофе, какао, крепкий черный чай на ужин не рекомендуются, так как животный белок медленно переваривается и долго задерживается в желудке, а перечисленные напитки действуют возбуждающе на нервную систему ребенка. Ужинать лучше всего за 1,5–2 часа до сна.
Школьнику нужна разнообразная пища, содержащая все необходимые растущему организму вещества: овощи, фрукты, зелень, в которых много витаминов, минеральных веществ, растительного белка, очень важных для развития организма.
В ежедневный рацион ребенка также должно входить не менее 500 мл (в сумме) молока или кисломолочных продуктов (кефир, простокваша, йогурт), творог (50–70 г). Не забывайте о рыбе и рыбных продуктах.

И. Котешева

 

Источник:  журнал "Качество жизни. Профилактика.  № 5  сентябрь-октябрь 2003   www.profilaktika.ru

  Написать первый коммент
RSS-лента

Комментарии разрешено оставлять только зарегистрированным пользователям.
Войдите в систему или зарегистрируйтесь.

 
< Пред.   След. >

Популярное